Е. Буткевич Пишем ПРОГРАММЫ и ИГРЫ для сотовых ТЕЛЕФОНОВ Распространение мобильных приложений. Практические советы по продажам мобильного контента Теперь у нас есть все необходимое для разработки игр и приложений для мобильных телефонов: аппаратс поддержкой J2ME, кабель для соединения с компьютером, необходимое программное обеспечение, а главное — знания и практические навыки. Если вы уже начинили свой телефон самодельными играми и приложениями, поделились ими с друзьями, похвастали перед коллегами, то можно сделать и следующий шаг: попытаться продать свои труды. И пусть вас не смущает, что программка вышла коротенькая, а разработка заняла не более нескольких дней: специфика программирования для мобильных устройств играет сейчас нам на руку. Игры для мобильных телефонов существенно отличаются от обычных компьютерных игр, которые пишут целые команды разработчиков, крупные фирмы с большим штатом сотрудников, а потому написать что-то конкурентоспособное на этом рынке одному человеку просто не под силу. Ограниченная функциональность платформы, жесткие требования к размеру приложения не позволяют писать зрелищные, интерактивные побоища типа Quake. Маленькое 64-килобайтное тельце программы не способно вместить логику серьезной военно-экономической стратегии, да и не стоит велосипеду тягаться с гоночной машиной. Игра для мобильника и не должна быть сложной и наворочен-ной. Обычно она заполняет небольшую паузу ввиду доступности в любое время и в любом месте. Красивая, элегантная, аккуратно реализованная идея имеет хорошие шансы принести создателю некоторую прибыль. Остановимся на процедуре получения денег за свой программный продукт, схеме движения финансовых потоков и, вообще, на том, как это работает. Допустим, что вы реализовали какое-то нехитрое, но оригинальное приложение, например шуточный мобильный тест на беременность, с предложением приложить палец к обведенному месту на экране и с какой-то вероятностью получить один из заготовленных ответов. Если вы считаете, что данная программа может принести вам несколько долларов, то можно смело попытаться ее продать. В любом случае, хуже не будет, ведь денег за эту попытку с вас никто не возьмет. Главный вопрос: кто и каким образом будет заниматься продажей? Для этого и существуют фирмы, которые специализируются на продажах мобильного контента. За определенный 172 Распространение мобильных приложений процент они размещают ваш продукт на своей платформе, рекламируют его, осуществляют всю техническую поддержку, связанную с процедурой продажи. Для начала нужно связаться с представителем такой фирмы и заключить договор о передаче прав на продажу, где и будет оговорена сумма, которую вы получите с каждой проданной копии программы. Обычно договор не передает фирме все права на продукт, а только предоставляет право распространения. То есть договор не должен препятствовать вам заключать соглашения параллельно с несколькими фирмами. Устоявшаяся цена в России на момент написания этой книги, которую платит конечный пользователь за скачанную игру или программу, — 2 доллара. Теперь посмотрим, какая часть от этой суммы окажется у вас в кармане. Деньги за прило жение снимаются со счета пользователя и поступают оператору сотовой связи. Оператор, как правило, половину этой суммы забирает себе, а половину перево дит на счет фирмы-распространителя. * На этом этапе фирма имеет свой интерес и делит с вами прибыль согласно договору. При заключении договора не стесняйтесь торговаться в пределах разумного. Здесь ставка по России колеблется в пределах 30-50 центов в пользу разработчика за каждую проданную копию программы. Очевидно, что повышение вашего благосостояния напрямую зависит от числа людей, скачавших программный продукт. Дело за малым: заинтересовать пользователя полетом своей фантазии, оригинальностью, новизной, практической пользой. Здесь уже все в ваших руках. Особое внимание следует уделить соблюдению авторских прав, ответственность за нарушение которых лежит целиком на разработчике. Когда речь идет о коммерческом использовании, последствия нарушений могут быть очень серьезными, и наступают они куда с большей вероятностью, чем при установке операционной системы с пиратского диска. Так что использование текстов, картинок, программного кода не должно идти вразрез с чьими бы то ни было интересами. Чтобы не быть голословными, приведем конкретные примеры и адреса наиболее крупных в России фирм-распространителей контента для мобильных телефонов: www.playmobile.ru, www.pLayfon.ru, www.infon.ru, www.javagames.ru. В любом случае, такие фирмы совсем не трудно найти в поисковиках по любому запросу с ключевыми словами данной тематики. Серьезные фирмы отличаются качественно выполненным сайтом, ежедневно обновляемыми новостяги, наличием менеджеров, готовых оперативно выйти на связь. Если вы попробовали свои силы на российском рынке мо» ильного программирования и чувствуете высокий коммерческий потенциал ваш й программы, то можно шагнуть и за границу. Здесь также существуют давно на 1аженные схемы распространения программ, например через сайт forum.nokia.со n/business. В современном мире сотовый телефон стал неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Человек без мобильника вызывает сейчас не меньшее удивление, чем лет 10 назад человек с мобильником. Именно поэтому технология чрезвычайно перспективна. Каждый третий человек на планете — обладатель мобильного телефона, а значит, и потенциальный потребитель программного продукта. Всех благ!